Краткое содержание: | Содержание
Введение 3 Глава I. Гендер в языке и коммуникации. 4 1.1. Появление гендера в языке и коммуникации. 4 1.2 Гендерные исследования. 5 Глава II. Языковые средства выражения гендерной ориентации текста. 17 2.1. Мужская лексика в прессе 17 2.1 Средства выражения гендерной ориентации (по материалам мужских журналов) 20 Заключение 28 Список литературы 30
Введение
Исследования, в фокусе которых находится гендер — социокультурный конструкт, связанный с приписыванием индивиду определенных качеств и норм поведения на основе его биологического пола, — относительно новая отрасль гуманитарного знания. Интерес отечественных ученых к гендерной проблематике часто связывают с наступившей открытостью российского общества в постсоветский период или с влиянием идей феминизма. Эти факторы, безусловно, важны, но существуют, на наш взгляд, и более глубокие причины. Цель данной курсовой работы - выявление и структуризация элементов характерной гендерной ориентации речи на примере современных изданий для мужчин, а также определение их функций и тематики. Предметом исследования являются содержащиеся в современной прессе элементы речи гендерной направленности. Объектом исследования становятся современные печатные издания, ориентированные на мужскую аудиторию. Исследование ставит пред собой основные цели и задачи: выявление элементов речи, характерной для мужчин, в качестве примеров гендерной ориентации в печатных изданиях, ориентированных на мужскую аудиторию 18-35 лет, и дальнейшая их семантизация и структурирование. Актуальность выбранной темы обусловливается рядом факторов: новизной темы, недостаточной изученностью элементов разговорной речи мужчин, представленных в современной прессе (тема представляет интерес как для носителей языка, так и для иностранцев, изучающих русский язык), важным является то, что рассматриваемые в работе аспекты выявления и семантизации материала представляют интерес как для преподавателей и иностранных студентов, так и для российских учащихся.
Глава I. Гендер в языке и коммуникации. 1.1. Появление гендера в языке и коммуникации. Становление и интенсивное развитие гендерных исследований в лингвистике приходится на последние десятилетия ХХ века, что связано со сменой научной парадигмы в гуманитарных науках под влиянием постмодернистской философии. Новое понимание процессов категоризации, отказ от признания объективной истины, интерес к субъективному, к частной жизни человека, развитие новых теорий личности, в частности теории социального конструктивизма, привели к пересмотру научных принципов изучения категорий этничность, возраст и пол, интерпретировавшихся ранее как биологически детерминированные. Новый подход потребовал и применения новой терминологии, более точно соответствующей методологическим установкам исследователей, что и стало причиной введения в научное описание термина гендер, призванного подчеркнуть общественно конструируемый характер пола, его конвенциональность, институциональность и ритуализованность. Этот подход естественно стимулировал изучение лингвистических механизмов проявления гендера в языке и коммуникации. В этом же направлении подталкивала ученых и феминистская критика языка, которую ряд исследователей относит к одной из составляющих постмодернистской философии[1]. |